История

Историю развития органов правопорядка на Восточно-Сибирской магистрали нельзя рассматривать отдельно от истории железной дороги, так как они вместе развивались и совершенствовались. Начало будущей Восточно-Сибирской железной дороги было положено Императором Александром III. 17 марта 1891 года он подписал высочайший рескрипт о строительстве железной дороги через всю Сибирь. Выполнить царскую волю должен был наследник престола цесаревич Николай Александрович. В июне 1891 года цесаревич Николай - куратор строительства Великого Сибирского пути прибыл в Иркутск. Огромные материальные ценности, людские ресурсы потянулись на бескрайние просторы Восточной Сибири. Остро стал вопрос об обеспечении безопасности государственного имущества и самих строителей. Для этих целей привлекались все силовые структуры. В межведомственный орган строительства - Комитет Сибирской железной дороги был введен Министр внутренних дел. Новые условия потребовали новой специализации правоохранительных органов применительно к железнодорожному транспорту.Начала формироваться железнодорожная полиция в Восточной Сибири. К тому времени жандармские полицейские управления существовали уже на шести железных дорогах.

В ходе строительства Транссиба нередко возникали конфликты разного характера, связанные с кражами, халатным отношением, нарушением прав собственников и т.д. Происходили столкновения между железнодорожными и трактовыми дорожными службами. Органам правопорядка приходилось подавлять возникающие конфликты. Начало железнодорожного движения до Иркутска стало причиной быстрого роста населения. Сложные климатические условия, продолжительность рабочего дня (13-14 часов), плохое питание и медицинское обслуживание, несчастные случаи и массовые заболевания способствовали осложнению криминогенной ситуации. Обстановка усугублялась тем, что среди строителей Транссиба активно пропагандировались идеи социал-демократии. С 1894 года под руководством социал-демократов организовывались стачки и забастовки. От железнодорожной жандармерии требовалось предупреждать противоправные действия рабочих коллективов.

В 1897 году началась закладка Иркутского вокзала. В конце века возле скита с церковью возникла станция Иннокентьевская (ныне станция Иркутск-Сортировочный). В этом же районе был построен поселок железнодорожников. Здесь же был организован полицейский участок оперативного обслуживания сортировочного парка. В 1902 году в районе вокзала станции Иркутск было построено двухэтажное кирпичное здание, примыкающее к западной стороне привокзальной площади. Сначала в нем предполагалось организовать железнодорожное училище, но затем здание передали железнодорожной жандармерии. Сейчас в нем находится Восточно-Сибирское УВД на транспорте. Иркутская железнодорожная полиция того времени осуществляла охрану порядка и грузов на железнодорожном, водном и гужевом видах транспорта. На станциях, в результате ее недостаточной пропускной способности, накапливались вагоны с грузами и пассажирами. Длительные стоянки поездов способствовали хищению грузов. Обеспечение безопасного продвижения грузов ложилось на железнодорожную военизированную охрану и полицию.

С началом первой мировой войны на всех железных дорогах было введено военное положение. В 1915 году Сибирскую железную дорогу разделили на Омскую и Томскую дороги. Томская доходила до станции Иннокентьевской (Иркутск-Сортировочный), а территория от этой станции на восток принадлежала Забайкальской железной дороге с управлением в городе Иркутске. С переходом власти в руки большевиков полицейский аппарат был ликвидирован полностью, обеспечением порядка на железной дороге стала заниматься Иркутская губернская милиция и железнодорожный пролетариат.

Первым начальником Забайкальской железнодорожной милиции в 1917-18 годах был Н.И. Трифонов. При нем была разработана временная инструкция железнодорожной милиции Забайкальской железной дороги. "Принимая во внимание, что несение обязанностей по охране дороги непосредственно всеми железнодорожниками может вредно отразиться на производительности технических работ на дороге, союз из своей среды выделяет специальную организацию в виде народной охраны, которая организуется на широких демократических началах и несет специально труд по охране дороги..."

С марта 1918 года свою деятельность по охране железных дорог начала ВЧК при наркомате путей сообщения РСФСР. 8 февраля 1919 года утверждается Положение "Об образовании уголовного розыска на железной дороге". 18 февраля 1919 года был подписан "Декрет об организации железнодорожной милиции и охраны". Все существующие ранее организации по охране железнодорожных путей и станций упразднялись, и их функции передавались желдормилиции Народного Комиссариата Внутренних Дел. По новому Положению железнодорожной милиции предоставлялись права общей милиции. В то же время на нее возлагались специальные обязанности: борьба с кражами и другими преступлениями на станциях и путях; с хищениями на объектах транспорта и спекуляцией; охране порядка в местах скопления пассажиров (вокзалах и поездах); надзор за санитарным состоянием путей и других желдоробъектов; оказание помощи при крушениях и вынужденных длительных остановках; мобилизация населения для очистки и исправления путей в случаях сложных заносов, наводнений и других стихийных бедствий; препровождение арестованных к месту назначения.

С созданием Иркутского военно-революционного комитета организуются транспортные ЧК и милиция на Забайкальской железной дороге. Первоначально желдормилиция входила в состав губернской милиции и выполняла специальные функции под ее непосредственным руководством. В начале июня 1920 года желдормилиция выделяется из губернского управления в самостоятельное линейное управление милиции с подчинением ГУМ НКВД РФ. Милицейские подразделения строятся по тому же принципу, что и подразделения железной дороги. Сибирские железные дороги от Тюмени и Челябинска до Иркутска были разделены на 8 линейных отделов. Центры находились в Тюмени, Челябинске, Омске, Новосибирске, Барнауле,Томске, Красноярске и Иркутске. Руководил отделами Сибирский округ путей сообщения.

С 1 июля 1923 года Красноярский линейный отдел был присоединен к Иркутскому. В то время границы Иркутского линейного отдела простирались от станции Чернореченская на западе - до станции Верхнеудинск на востоке. Эксплуатационная длина Иркутского участка дороги составляла 1612 верст. Возглавляющим административным органом железнодорожной милиции Забайкальской железной дороги является линейное управление милиции Забайкальской железной дороги. Его центр располагался в Иркутске. В июне 1932 года в соответствии с программой реконструкции западная граница Забайкальской железной дороги была продлена со станции Иннокентьевская до станции Половина, а затем до станции Черемхово. Длина дороги увеличилась еще на 124 километра. В 1934 году, вследствие разукрупнения Томской и Забайкальской железных дорог, была выделена в самостоятельную административно- хозяйственную единицу Восточно-Сибирская железная дорога - от станции Мариинск до станции Мысовая. В связи с возросшим объемом грузопассажирских перевозок в 1936 году из ВСЖД выделяется самостоятельная дорога-Красноярская, с границами от Мариинска до Тайшета.

В 1937 году был создан Восточно-Сибирский Дорожный отдел милиции (ДОМ). Структурными подразделениями дорожного отдела милиции становятся отделения: уголовного розыска, БХСС и наружной службы. 1 августа 1937 года создается дорожно-транспортный отдел НКВД администрации Восточно-Сибирской железной дороги. Первым начальником отдела был назначен Пётр Ефимович Помелов. Он занимал эту должность до 1939 года. В следующем году был репрессирован и расстрелян.

В июне 1974 года Дорожный отдел милиции был преобразован в Восточно-Сибирской отдел транспортной милиции (ВС ОТМ). А в сентябре 1974 года в Управление (ВС УТМ). С 1981 года называется Восточно-Сибирским УВД на транспорте (ВС УВДТ). В августе 2010 года Восточно-Сибирское УВД на транспорте в рамках реформирования МВД России было реорганизовано в Восточно-Сибирское линейное УВД на транспорте МВД России (ВС ЛУВДТ). В июле 2011 года Управление реорганизовано в Восточно-Сибирское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте).

Навсегда останутся в истории транспортной милиции Восточной Сибири имена других ее руководителей.

Начальники ДОМ (дорожный отдел милиции):
Борис Васильевич Копылов   (1939 - 1943)
Николай Александрович Недосекин   (1943-1949)
Александр Федотович Метёлкин   (1949-1952)
Семён Абрамович Арзамасцев   (1952)
Михаил Иванович Ойнац   (1952 - 1954)
Никита Ефимович Глазунов   (1954 - 1961)
Василий Ефремович Шугаев   (1961 - 1963)
Лев Янович Околович   (1963 - 1974)

Начальники ВС УВДТ (Восточно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте):

Виктор Аббасович Мамедов   (1974 - 1981)
Василий Петрович Дмитриев   (1981 - 1986)
Леонид Васильевич Соколов   (1986 - 1992)
Николай Степанович Пушкарь   (1992 - 2001)
Олег Алексеевич Андреев   (2001 - 2008)
Александр Иванович Суровцев   (2008 - 2010)
Виктор Николаевич Кобась (2011- 2016)
Денис Петрович Моисеев (2017 - по настоящее время)

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России